Наталья ЕРЕМИЧ Что за штука такая, чем полезна экономике региона в целом и отдельно взятому предпринимателю в частности, корреспонденту «МП» рассказал руководитель одного из бизнес-инкубаторов Сергей НАЙДОВИЧ. Еще в 1998 году он создал первую в Беларуси такую структуру, получив свидетельство о регистрации No1, и сейчас она успешно работает в Колодищах Минского района.
– Сергей Михайлович, бизнес-инкубаторы в Беларуси и сегодня-то еще в зародыше. Как вам пришла в голову идея создать подобную структуру в прошлом веке?
– Они существуют в мире с 1956 года. В конце прошлого века получили широкое распространение в Европе, что и нас подтолкнуло к этой идее. Технология инкубирования давно всем известна и проста: чтобы получить результат, нужно сначала вырастить что-то или кого-то. Не только птицу, которая будет нести яйца, но и специалистов, которые станут успешными в своей сфере деятельности. Точно так же и предпринимателей надо вырастить – научить, поддержать на начальном этапе и выпустить в свет уже «оперившихся птенцов». Для этого и существуют бизнес-инкубаторы. Наш фактически начал работу задолго до 1998-го – еще в 1980-х. Повезло, что началась перестройка. Молодым открылись все дороги. Впервые в Советском Союзе запустили систему научно-технического творчества молодежи в Москве. Так как я был в совете молодых ученых ЦК комсомола Беларуси, выступил с идеей создать структуру подобного характера в Минске. Ко мне присоединились другие молодые ученые, чтобы ускорить процесс внедрения своих разработок по упрощенной процедуре: был заказчик – мы для него выполняли работу и получали деньги. Средства можно было свободно распределять, в то время как в научно-исследовательских институтах действовал другой принцип: на зарплату выделяли 3 – 5%, а остальные деньги надо было реинвестировать в какое-то оборудование, что-то еще. Мы же до 50% могли использовать для выплаты молодым ученым. Поэтому рост шел сумасшедший. Научная разработка обходилось заказчику в 5 раз дешевле, чем в НИИ: задействовалось меньшее число людей. При этом наша молодежь решала проблему быстро, потому что была мотивирована. С течением времени в стране изменились общие рыночные условия, законодательство, появились исследовательские центры коммерческого плана… Фактически это и был путь создания нашего бизнес-инкубатора.
– Почему именно в Колодищах?
– Случайно вышло. Если обратили внимание, рядом с инкубатором стоит радиопередающая антенна. Ко мне как к специалисту по воздействию электромагнитных полей обратились здешние граждане с просьбой определить влияние этой антенны на местное население. Как оказалось, воздействие антенны в Уручье больше, чем в Колодищах. А прямо под ней нет никакого излучения. Мне сказали – мол, своим примером докажи, что не обманываешь: поселись рядом. Так мы получили в распоряжение местную мусорную свалку для размещения бизнес-инкубатора. Начали ее разбирать, готовить проект застройки, с тем чтобы здесь могли обосноваться начинающие инновационные предприятия. Решили попробовать создать оптимальные условия для их роста и развития. В 1996 году начало формироваться законодательство о развитии и поддержке предпринимательства. И потом появился проект ПРООН о создании бизнес-инкубаторов в Беларуси. Я узнал об этом из прессы, заявился со своей технологией, и ко мне приехала сюда целая комиссия. Посмотрели и говорят: так вы уже инкубатор, подходите по всем параметрам. Меня сделали консультантом по созданию инкубаторов в Беларуси, а к нам в Колодищи стали привозить руководителей районов Минской области на обучение – как работать с малым бизнесом.
– С вашей точки зрения, это пошло им на пользу?
– Да. Во всяком случае, термин «бизнес-инкубатор» их не пугает и не вызывает улыбку и ассоциацию с курятником. Сейчас бизнес-инкубаторы работают везде. Парк высоких технологий – бизнес-инкубатор, «Великий камень» – тоже. Любая технология создает под себя бизнес-инкубатор. Есть еще понятие «акселератор». Это тот же инкубатор, только под заказ. Допустим, вы – крупное предприятие и вам нужно создать сеть мелких предприятий. Вы можете у себя создать акселератор и вырастить тех, кто будет заниматься вашей сетью. Или вы можете их вырастить для франшизы. Например, фирменные магазины – это дорого. Вариант в 15 – 20 раз дешевле – подрастить торговые предприятия в регионах и продавать им франшизу. Простой пример – «Милавица». Своих магазинов было около 60, а когда стали использовать франшизу, стало более 600.
– Почему же в Минской области так мало инкубаторов?
– Потому что мешает менталитет. Вот, казалось бы, есть готовая технология – бизнес-инкубаторы. Бери и пользуйся. Но у нас так не принято. Наши люди считают, что лучше в одиночку. Мол, я как-нибудь разберусь со своими делами, вы меня только не трогайте. И работают, как умеют. Инкубирование широко не востребовано. Отсюда и множество неудач, с которыми сталкивается бизнес еще на стадии зарождения.
– Инкубатор – возможность избежать неудач?
– Если не возможность, то хороший шанс точно. В инкубаторах создаются особые, «домашние» условия для того, чтобы люди, которые начинают свое дело, могли почув- ствовать здесь себя защищенными, могли с такими же, как они сами, познакомиться и расти вместе. Потому что начало бизнеса всегда связано с определенными сложностями: человек никого и ничего не знает. Почитал только про это «что-то», если почитал, и тычется, как слепой котенок. У нас же сейчас открыть дело просто – препятствий никаких. А в той же Германии, например, чтобы начать заниматься бизнесом, ты должен доказать, что можешь им заниматься. Для этого прежде надо обучиться. То есть, сначала ты – ученик, а потом уже мастер. И только после этого выходишь на рынок и работаешь. За основу берется профессионализм, а потом уже из него появляется бизнес. У нас же сначала дано право стать бизнесменом, а профессионализм приходит уже в процессе работы, если приходит. Поэтому и возникают проблемы. Инкубаторы как раз этот вопрос и закрывают. Нам человек говорит: хочу открыть свое дело. Мы ему помогаем начать. И в первую очередь даем почитать книгу «Основы предпринимательской деятельности для молодежи», которую издаем совместно с облисполкомом, чтобы человек понял, чтó именно ему нужно будет делать, чтобы у него получился бизнес.
– Какие преимущества, кроме обучения, имеют ваши подопечные?
– Бесплатное консультирование в процессе работы, аренда помещений по приемлемым ставкам, централизованное ведение бухгалтерии – по желанию, содействие в привлечении инвестиций. Но главное – особая атмосфера, дружелюбная, командная. От нас не хотят уходить даже те бизнесмены, которые выросли профессионально и могут работать самостоятельно. Поэтому одно здание у нас – инкубатор, а второе – технопарк, куда и переезжают окрепшие бизнесы. Некоторые даже не арендуют, а выкупают помещения в собственность.
– Параллельно с бизнес-инкубаторами в районах Минской области работают центры поддержки предпринимательства. И их гораздо больше – целых 13. Но ведь, как я понимаю, это далеко не одно и то же и как раз у бизнес-инкубаторов масса преимуществ.
– Сейчас в Департаменте по развитию предпринимательства Минэкономики ведется дискуссия на эту тему. Я предлагаю преобразовать центры в инкубаторы площадью до 100 квадратных метров. То есть, разделить инкубаторы по градации: допустим, первой, второй, третьей категорий. Первая – свыше 3-х тысяч метров, вторая – до 1000 метров, третья – до 100 метров. И преобразовать центры в инкубаторы третьей категории. Предпринимателям в аренду предоставить буквально только рабочее место – стол, стул, компьютер с выходом в интернет. Все равно ведь, когда в центры приходят на консультации, кроме составления бизнес-плана, им еще надо прикрепить начинающих предпринимателей к кому-то или чему-то, чтобы они учились вести дела. А у центров нет вариантов. Надо, чтобы они были готовы к этому и сопровождали бизнесы от рождения до становления, не бросая их на полпути.
– Очевидно, что бизнес-инкубаторы благо для экономики региона, поскольку они стабильно увеличивали бы армию предпринимателей, давая шанс на выживание даже тому, кто в свободном плавании не протянет и года. Что нужно для развития этого направления в области?
– Отработать технологию, осуществить и популяризировать. Но для этого надо централизованно выделить ресурсы. И прежде следует понять, сколько денег можно направить. У меня часто спрашивают: сколько надо? Как правило, я отвечаю, что отталкиваться надо от того, сколько есть. Так проще решать задачу. Можете выделить миллион рублей – хорошо. Мы проведем конкурс по области и сделаем, например, 2–3 инкубатора. В следующем году выделите полмиллиона – еще один сделаем, то есть нужна комплексная областная программа. Но прежде нужно подготовить специалистов для этих бизнес-инкубаторов, что можно сделать на нашей базе. Чтобы они к нам приехали, посмотрели, чем занимается бухгалтер, руководитель, тот, кто работает с предпринимателями, размещает их и так далее. И потом уже этот человек может стать руководителем нового бизнес-инкубатора, формировать коллектив, обучать сотрудников. Они были бы отличными помощниками местной власти, в том числе в привлечении инвестиций в районы. Происходит как? Приезжают в район инвесторы и задают массу практических вопросов, на которые часто не слышат ответов. И уезжают. Как правило, в регионах не знают, что отвечать на эти вопросы. Такую функцию могли бы выполнять руководители и сотрудники бизнес-инкубаторов, сопровождая приезжающих в район инвесторов и подавая им нужную информацию. Пример – та же Германия, где бизнес-инкубаторы становятся инновационно-инвестиционными центрами и сопровождают инвесторов в своем регионе. Они знают своих предпринимателей, потенциал территории, с кем и как связать инвесторов, на что обратить их внимание.